Размер имеет значение. Изображение на экране монитора и дисплее телефона воспринимаются по-разному. Поэтому дизайн сайтов адаптируется под маленькие размеры смартфона. То же и с интерьерами. Законы построения пространственной композиции не всегда хорошо работают в небольших объемах. Но их можно и нужно адаптировать к условиям нашей жизни. Вот несколько советов как это сделать.
Основные законы объемно-пространственной композиции
Сначала капельку теории – композиция это расположение зрительных масс в объеме помещения. В жилых интерьерах она выстраивается чаще всего по принципу равновесности ( баланса). Композиция – это хорошо изученный в искусствоведении метод организации пространства, у нее есть свои законы. Дизайнеры, создавая интерьеры, придерживаются этих законов. Благодаря этому мы оцениваем такой интерьер как гармоничный, красивый, сбалансированный.
Законы целостности, соразмерности, симметрии, ритмичности, соподчиненности в умелых руках творят чудеса с пространством. Правда, при одном условии – это пространство не должно быть слишком маленьким. В маленьких квартирах процесс создания композиции превращается в игру Лего. А компания ИКЕА – безусловный лидер по компоновке таких микро интерьеров.
Но что же делать, если пространство маленькое, а повторять шаблоны ИКЕА не хочется. У меня было одно техническое задание, где черным по белому было написано : « Только не ИКЕА !!!»
Так вот, законы композиции можно использовать и в этом случае, надо только скорректировать область их применения. Я покажу несколько примеров.
Целостность интерьера.
Это правило, по которому каждое помещение, как бы оно не было оформлено, имеет общие визуальные черты с остальными помещениями дома. Прежде всего, за единство интерьеров отвечает правильно подобранный и выдержанный стиль, затем цветовое решение.
Хорошим решением для маленьких квартир будет такое –использование только двух видов напольного покрытия ( например, плитка и паркет) близких по цвету. Отделка стен ( краска, обои, плитка) разных цветов, но одной насыщенности, совсем светлый тон. Такой прием позволит объединить пространство очень деликатно. А ощущение скучного интерьера здесь просто не сможет возникнуть – мало места.
Прием повторения форм и линий работает с деталями– придерживайтесь выбранной основной формы, скажем, прямоугольного главного светильника. Другие детали ( дверные ручки, смесители, форму ножек стола и т.д.) так же старайтесь выбрать прямоугольными. То же самое касается орнаментов :присутствие кругов на плитке в ванной, требует такого же завершения карниза, круглых ручек у тумбы.
Соразмерность композиции.
Это правило говорит нам о том, что все объемы, включенные в композицию, должны быть соразмерны размерам помещения, обладать правильными пропорциями, одинаково интересно восприниматься со всех точек зрения. Посмотрите на листок писчей бумаги, книгу, тетрадь – если потолок вашей комнаты близок к ним по форме, то комната обладает правильными пропорциями ( это пропорции золотого сечения). Высота потолка при этом соразмерна росту взрослого человека, то есть не ниже 3 метров. Короткая сторона комнаты не меньше ее высоты.
Поскольку мебель и все предметы интерьера изготавливаются исходя их пропорций человеческого тела, то в стандартных жилых интерьерах закон соразмерности выполняется автоматически .

А вот если пропорции комнаты ощутимо искажены, или она неправильной формы, или слишком маленькая, можно использовать прием изменения масштаба. Для этой цели подойдет не мебель ( ее масштаб мы изменить не можем), а какой-либо декоративный элемент. Например, ваза. Увеличиваем ее размеры и ставим на пол.
Такой прием заставляет подсознание воспринимать масштаб как нечто абстрактное, и недостатки формы помещения уже не кажутся столь критичными.
Симметрия в интерьере.

Симметрия один из самых надежных способов организации пространства. Созданные на основе законов симметрии композиции устойчивы, спокойны, радуют глаз и способствуют душевному комфорту.
Перед нами пример безупречно симметричной композиции. Но слишком уж заметно желание сделать все идеально. А вот еще один пример. При всей идеальности раскладки подушек – тумбочки у кровати разные.

Попробуйте мысленно заменить левую тумбочку на такую же, как правая. Милое очарование исчезнет. Прием построения симметричной композиции хорош и в маленьких помещениях. Только использовать надо небольшие предметы интерьера или декоративные элементы. И использовать их попарно : два стеллажа, два кресла, две репродукции, два бра , два подсвечника.
Ритм в интерьере.
Организация пространства с помощью периодически повторяющихся форм –достаточно сложный, но безошибочный способ.

Повторяющаяся раскладка на стенах – очень известный способ сделать интерьер не скучным, заодно можно визуально исправить пропорции.. А что уж говорить о рядах стройных колонн, украшающих дворцовые интерьеры, вот где ритм!. Но мы не во дворце, а в маленькой квартире.
Здесь этот прием тоже можно использовать, только взять предметы поменьше и ограничить их количество, но не менее трех.

Кто сказал, что ритм должен быть ровным. Посмотрите, как сбивчивый ритм, заданный светильниками, поддерживают картинки на стене.
Законы соподчиненности между предметами композиции, или иерархические связи я не советую использовать в маленьких интерьерах. Вряд ли их можно будет почувствовать на столь ограниченном пространстве.

И последнее: посмотрите на фото это простой с виду кухни. В ее композиции нет симметрии. Но для современного стиля она не обязательна . Зато есть ритм, повторяемость форм. Удачно подобраны ручки, выбран фартук на стену. Что бы вы хотели здесь изменить? Чего не хватает.
Пишите в комментариях.
8 комментариев