interier-s-krupnoy-detalyu

Законы композиции для маленьких квартир

Размер имеет значение. Изображение на экране монитора и дисплее телефона воспринимаются по-разному. Поэтому дизайн сайтов адаптируется под маленькие размеры смартфона. То же и с интерьерами. Законы построения пространственной композиции не всегда хорошо работают в небольших объемах. Но их можно и нужно адаптировать к условиям нашей жизни. Вот несколько советов как это сделать.

Основные законы объемно-пространственной композиции

Сначала капельку теории – композиция это расположение зрительных масс в объеме помещения. В жилых интерьерах она выстраивается чаще всего по принципу равновесности ( баланса). Композиция – это хорошо изученный в искусствоведении метод организации пространства, у нее есть свои законы. Дизайнеры, создавая интерьеры, придерживаются этих законов. Благодаря этому мы оцениваем такой интерьер как гармоничный, красивый, сбалансированный.
Законы целостности, соразмерности, симметрии, ритмичности, соподчиненности в умелых руках творят чудеса с пространством. Правда, при одном условии – это пространство не должно быть слишком маленьким. В маленьких квартирах процесс создания композиции превращается в игру Лего. А компания ИКЕА – безусловный лидер по компоновке таких микро интерьеров.
Но что же делать, если пространство маленькое, а повторять шаблоны ИКЕА не хочется. У меня было одно техническое задание, где черным по белому было написано : « Только не ИКЕА !!!»
Так вот, законы композиции можно использовать и в этом случае, надо только скорректировать область их применения. Я покажу несколько примеров.

Целостность интерьера.

Это правило, по которому каждое помещение, как бы оно не было оформлено, имеет общие визуальные черты с остальными помещениями дома. Прежде всего, за единство интерьеров отвечает правильно подобранный и выдержанный стиль, затем цветовое решение.

Хорошим решением для маленьких квартир будет такое –использование только двух видов напольного покрытия ( например, плитка и паркет) близких по цвету. Отделка стен ( краска, обои, плитка) разных цветов, но одной насыщенности, совсем светлый тон. Такой прием позволит объединить пространство очень деликатно. А ощущение скучного интерьера здесь просто не сможет возникнуть – мало места.

Прием повторения форм и линий работает с деталями– придерживайтесь выбранной основной формы, скажем, прямоугольного главного светильника. Другие детали ( дверные ручки, смесители, форму ножек стола и т.д.) так же старайтесь выбрать прямоугольными. То же самое касается орнаментов :присутствие кругов на плитке в ванной, требует такого же завершения карниза, круглых ручек  у тумбы.

 

  Соразмерность композиции.

Это правило говорит нам о том, что все объемы, включенные в композицию, должны быть соразмерны размерам помещения, обладать правильными пропорциями, одинаково интересно восприниматься со всех точек зрения.  Посмотрите на листок писчей бумаги, книгу, тетрадь – если потолок вашей комнаты близок к ним по форме, то комната обладает правильными пропорциями  ( это пропорции золотого сечения). Высота потолка при этом соразмерна росту взрослого человека, то есть не ниже 3 метров. Короткая сторона комнаты не  меньше ее высоты.

Поскольку мебель и все предметы интерьера изготавливаются исходя их пропорций человеческого тела, то в стандартных жилых интерьерах закон соразмерности выполняется автоматически .

bolshie-napolnye-vazy
Детали интерьера большого масштаба

  А вот если пропорции комнаты ощутимо искажены, или она неправильной формы, или слишком маленькая, можно использовать прием изменения масштаба. Для этой цели подойдет не мебель ( ее масштаб мы изменить не можем), а  какой-либо декоративный элемент. Например, ваза. Увеличиваем ее размеры и ставим на пол.

Такой прием заставляет подсознание воспринимать масштаб  как нечто абстрактное, и недостатки формы помещения уже не кажутся столь критичными.

 Симметрия в интерьере.

polnaya-simmetriya
Абсолютно симметричная композиция

Симметрия один из самых надежных способов организации пространства. Созданные на основе законов симметрии композиции устойчивы, спокойны, радуют глаз и способствуют душевному комфорту.

 Перед нами пример безупречно симметричной композиции. Но слишком уж заметно желание сделать все идеально. А вот еще один пример.  При всей идеальности раскладки подушек – тумбочки у кровати разные.

otositelnaya-simmetriia
Относительная симметрия

 Попробуйте мысленно заменить  левую тумбочку на такую же, как правая. Милое очарование исчезнет. Прием построения симметричной композиции хорош и в маленьких помещениях. Только использовать надо небольшие предметы интерьера или декоративные элементы. И использовать их попарно : два стеллажа, два кресла, две репродукции, два бра , два подсвечника.

 

  Ритм в интерьере.

Организация пространства с помощью периодически повторяющихся форм –достаточно сложный, но  безошибочный способ.

stena-s-rythmichnym-chleneniem
Ритмичное членение стены

Повторяющаяся раскладка на стенах – очень известный способ сделать интерьер не скучным, заодно можно визуально исправить пропорции.. А что уж говорить о рядах стройных колонн, украшающих дворцовые интерьеры, вот где ритм!. Но мы не во дворце, а в маленькой квартире.

 Здесь этот прием тоже можно использовать, только взять предметы поменьше и  ограничить их количество, но не менее трех.

svetilniki-nad-stolom
Ритм задают светильники

Кто сказал, что ритм должен быть ровным. Посмотрите, как сбивчивый ритм, заданный светильниками, поддерживают картинки на стене.

Законы соподчиненности между предметами композиции, или иерархические связи я не советую  использовать в маленьких интерьерах. Вряд ли их можно будет почувствовать на столь ограниченном пространстве.

sovremennaya-kuhnya
Что можно добавить?

 И последнее: посмотрите на  фото это  простой с виду кухни. В ее композиции нет симметрии. Но для современного стиля она не обязательна . Зато есть ритм, повторяемость форм. Удачно подобраны ручки, выбран фартук на стену. Что бы вы хотели здесь изменить? Чего не хватает.

Пишите  в комментариях.

 

Поделитесь с друзьями

2 комментария

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *